Полугрузовики — полу…танки?

0

i5587Вторая Мировая Война уже не была войной кавалерии и конных повозок. Эта была война танков, маневров, стремительных атак, прорывов и отступлений. Поэтому наряду с боевой техникой – танками и артиллерией, немалую роль играли грузовики – скромные, но незаменимые труженики войны. Без них невозможно было передвижение пехоты, снабжение горючим и снарядами танков, ремонт и связь. Если в укатанной, ухоженной и заасфальтированной Европе обычные грузовики со стандартной проходимостью всюду поспевали за войсками, то на необъятных просторах Матушки Руси они столкнулись с непреодолимым препятствием – отсутствие дорог, вязкая грязь весной и осенью и рыхлый и глубокий снег зимой. Дорожные условия были настолько тяжелыми для колесной техники, что создание полноприводных машин оказалось недостаточно. Одним из решений для всех воюющих сторон была попытка скрестить грузовик и … танк. Поскольку гусеничная техника обладала намного большей проходимостью, решение использовать в качестве движителя гусениц, наподобие танковых, напрашивалось само собой. О наиболее удачных и массовых примерах полугусеничных грузовиков я и расскажу в этой статье.

ЗиС-42М

ЗиС 42

ЗиС 42

Идея создать полугусеничный автомобиль, способный двигаться по заболоченным и заснеженным местностям, появилась еще в 1909 году, но вплоть до самого начала войны удачного и надежного в эксплуатации так и не удалось создать. Опытные образцы обладали рядом недостатков – гусеничные движители рвались, слетали в самый неподходящий момент, были тяжелыми и дорогими в эксплуатации, а потому в производство шли мелкими сериями или не шли совсем. Первым удачным и, как следствие, самым массовым полугусеничным грузовиком Советской армии был ЗиС 42, созданный на основе ЗИС-5В, но использовавший в качестве движителя резиновую гусеницу шириной 415мм с металлическими башмаками. После долгих и неудачных попыток создать собственный тип движителя, советские инженеры скопировали гусеницы американского бронетранспортера «White». ЗиС-42М обладал прекрасной проходимостью по глубокому снегу и грязи, по сравнению с предыдущими опытными образцами. Недостатками же были большой расход топлива 40-50 литров на 100 км по шоссе, и максимальная скорость в 45 км/ч, а также плохая управляемость в условиях боя. Грузоподъемность на грунте и шоссе составляла 1750 и 2250 кг соответственно. Всего было выпущено около 6000 экземпляров вплоть до 1946 года. Основное применение ЗиС-42 было все же как транспортная машина, и лишь изредка как артиллерийский тягач. Низкие эксплуатационные характеристики и нерентабельность использования из-за большого расхода топлива и частых поломок показали, что концепция симбиоза колесной и гусеничной техники была ошибочной.

Семейство Maultier

3.6-36s_ssm__sd.kzf_.3_Наивные планы Гитлера завоевать Россию до наступлений холодов так и остались всего лишь его розовыми и несбыточными мечтами, а между тем осенние дожди превратили дороги в грязное месиво, в котором обычные грузовики приходилось буквально бросать, не помогали и вседорожные версии стандартных грузовиков. Поэтому принято было решение наладить выпуск полугусеничных грузовиков и артиллерийских тягачей на базе уже имевшихся массовых моделей. Это семейство получило название Maultier, или «Мул». Практичные немцы не стали изобретать велосипед, и в качестве движителя использовали лицензионную ходовую часть Carden-Loyd с подвеской Хорстманна для 2-ух тонных грузовиков (Opel Blitz, Ford,) и ходовую часть от легкого устаревшего танка Pz II для тяжелых 4,5 тонных грузовиков. (Mercedes-Benz L4500). Самым массовым грузовиком этого типа оказался Opel Blitz Maultier (Sd.Kfz 3) благодаря хорошей репутации грузовика-донора Opel Blitz и простоте переделки (требовалось просверлить несколько дополнительных отверстий и заменить приводной вал на более короткий), а тормозные рычаги позволяли грузовику с помощью гусениц маневрировать как танку. Из-за тяжелой ходовой части, полезная нагрузка снизилась до 2 тонн, а скорость до 40 км/ч, соответственно вырос и расход топлива. Стоит упомянуть тяжелый грузовик Mercedes Benz Maulter L4500. Его грузоподъемность составляла 4,5 тонны, он часто использовался как артиллерийский тягач. Однако расход топлива 200 литров на 100 км делал этот автомобиль очень невыгодным в условиях острой нехватки ресурсов. Всего за годы войны было выпущено около 21000 грузовиков Maultier.
В одной из следующих статей я более подробно расскажу о гусеничных и полугусеничных артиллерийских тягачах и бронетранспортерах Вермахта и Красной Армии.

ГАЛЕРЕЯ ФОТОГРАФИЙ ПОЛУГУСЕНИЧНЫХ ГРУЗОВИКОВ

Share.

Leave A Reply

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: